«Когда чего-то сильно желаешь, вселенная дает тебе это», — уверен Александр Ивченко, бренд-амбассадор виски Glenfiddich. История шотландской семьи Грант, создателей этого особенного виски, да и его собственная история — очередное тому доказательство.

The M.O.S.T.: Что именно делает виски Glenfiddich особенным и отличает этот бренд от других?

Александр: Начну с того, что это по-прежнему исконно шотландская дистиллерия. Семья Грантов владеет вискокурней Glenfiddich уже в пятом поколении, и каждый член семьи относится к дистиллерии, как к дому. Мы так и говорим, когда приезжаем на Glenfiddich: «Мы дома». Такое отношение к тому, что мы создаем, вы способны ощутить в каждой капле нашего виски. Мы знаем все о нашей дистиллерии, гордимся ею и оберегаем. Такое отношение невозможно, если вы владеете огромным количеством заводов и управляете ими из Токио или Лондона. Вы видите таблицы с доходом и затратами. Сейчас из 118 дистиллерий в Шотландии около 70% входят в огромные международные корпорации. Мы же по-прежнему независимая семейная компания.

В 1963 году Гранты создали целую категорию Glenfiddich — первый single malt whisky в мире. Они были первыми и долгое время единственными.

Вот уже более 15 лет Glenfiddich является самым титулованным виски в мире, и мы гордо указываем это на каждой бутылке. Это первая вискокурня, которая в 1969 году открыла свои двери для посетителей. Это первый single malt whisky, который удостоился награды королевы — The Queen’s Award (1974). А в 80-х годах прошлого века наш пятый молт-мастер Девид Стюарт (самый опытный молт-мастер в индустрии на сегодняшний день) изобрел такие приемы, как «женитьба» спиртов и довыдержка виски. Изначально в индустрии к этому относились скептически, но сейчас большинство используют изобретения Девида Стюарта.

Безусловно, семейный бизнес порождает уважение других людей — в Шотландии о мистере Гранте и его семье знает практически каждый человек. И это также дает уверенность в том, чем мы занимаемся. Люди работают у нас в среднем около 30 лет, вкладывая душу в Glenfiddich. На самом деле, я ни разу не слышал, чтобы наши сотрудники называли то, что они делают, работой. Для них это ремесло, искусство, дело их родителей. Да я и сам редко называю свое занятие работой. Для меня это часть и образ моей жизни, хобби и лишь в последнюю очередь работа.

The M.O.S.T.: Ваш любимый вид напитка из всего разнообразия, производимого вискокурней Glenfiddich?

Александр: Каждый вид Glenfiddich интересен и многогранен. В моем домашнем баре находится не менее двух десятков разных видов продукции нашей дистиллерии. В зависимости от настроения, времени года, времени дня, погоды, атмосферы, я предпочитаю тот или иной виски. Выбрать один мне не представляется возможным.

Моя любовь к виски началась с бутылки Glenfiddich 12 y.o., и уже 15 лет я делюсь ими (и любовью, и виски) с людьми. Свежая груша, ваниль, нотка дуба, рождественский пирог — ароматы, которые откроются у вас в бокале. Мягкий и утонченный вкус, прекрасный баланс и длительное послевкусие. Это легендарный виски, обязательная позиция в баре у каждого ценителя. Несколько поколений людей, как и я, влюбились в виски благодаря этой зеленой треугольной бутылке. Сегодня это самый продаваемый single malt whisky в мире, при этом мы по-прежнему выдерживаем его не менее 12 лет, что, согласитесь, довольно немало для самого молодого варианта.

Glenfiddich 21 y.o. — этот виски мне особенно нравится дегустировать в сочетании со свежими экзотическими фруктами — инжиром, ананасом, манго, бананом. Дело в том, что после 21 года основной выдержки мы несколько месяцев довыдерживаем его в бочках из-под кубинского рома класса Gran Reserva. А ром и односолодовый виски — это два самых любимых мною алкогольных напитка. Сладость, специи, кремовые тона и экзотака нашего 21-летнего варианта идеально сочетаются с сигарами. Этот виски я пью в небольших компаниях, на террасе или крыше дорого ресторана.

Glenfiddich 15 y.o. Solera vat — это виски на все случаи жизни. Очень мягкий и сбалансированный виски с шелковой текстурой. В производстве этого варианта мы используем сложную технологию «женитьбы спиртов» Solera vat. Ни одна другая дистиллерия в мире не использует такой метод. Наш 15-летний виски по своей комплексности и сбалансированности превосходит множество 20-летних виски, которые я пробовал. Этот наш вариант мне больше всего нравится употреблять в шумных компаниях, в барах. Glenfiddich 15 y.o Solera vat превосходно сочетается с десертами.

Glenfiddich 40 y.o. — тот виски, который вы храните для особых случаев. Ведь когда вы откроете бутылку этого виски, вы запоминаете день, время, людей вокруг, во что вы были одеты. Дело в том, что после того, как вы сделает глоток этого виски, ваши рецепторы будут настолько потрясены интенсивностью и широтой палитры вкуса и аромата, что вы просто не сможете забыть этот день. Даже после 20 мл этого виски послевкусие у вас останется по меньшей мере на 12 часов. Свежеобжаренный кофе, запеченное яблоко, нотка дуба, инжир, черный шоколад — все эти и многие другие изысканные нотки можно найти в этом редком виски. Каждый год наша вискокурня выпускает крайне ограниченное количество Glenfiddich 40 y.o. — всего 600 бутылок. Настоящие ценители с нетерпением ждут каждого релиза.

The M.O.S.T: Glenfiddich имеет собственный цех по розливу, что является крайне редким явлением для вискокурен. Какие еще технологии и традиции производства у вас сохранились?

Александр: Да, мы и правда бутилируем наш виски у нас в «долине оленя» (Glen — долина, Fiddich — олень, в переводе с гельского), и это довольно редкое явление среди винокурен Шотландии. Когда Вильям Грант (основатель дистиллерии Glenfiddich) искал землю для покупки и строительства в будущем самой известной вискокурни, важнейшим критерием было наличие чистейшей воды. Возле города Даффтаун, где он жил и работал, находилась долина, в которой из гор ключом бил источник — Робби Ду. Вильям Грант был дальновидным человеком и не просто купил землю рядом с источником, а купил намного больше (1400 акров), чем это было нужно для крохотной дистиллерии. Таким образом, он защитил качество воды и стал ее полноправным собственником.

Glenfiddich — единственная вискокурня на материковой части Шотландии, которая использует на всех этапах производства виски одну и ту же воду — только из Робби Ду. То есть даже когда мы редуцируем виски водой до 40% содержания алкоголя, это вода из нашего источника. Если вы покупаете треугольную бутылку Glenfiddich, вы можете быть уверены, что ее произвели и бутилировали в «долине оленя».

К слову, территории у нас достаточно даже для собственных складов, где «спит» наш виски. Все бочки находятся в «долине оленя». Сейчас на Glenfiddich более 2 000 000 бочек; это 10% от общего количества бочек в Шотландии. До сих пор я не могу представить такое огромное количество бочек.

Еще одна особенность Glenfiddich, которой я могу похвастаться — это собственная бондарня. Ведь бочка влияет на 70% вкуса и аромата виски. Каждая бочка уникальна и неповторима. Поэтому мы доверяем уход за бочками только нашим опытным мастерам. В 1957 году мы открыли бондарню и наняли на работу старых опытных мастеров, сохраняя умирающее ремесло. Сегодня 6 бондарей ежедневно трудятся и реставрируют около 100 бочек в день. Инструменты у наших бондарей часто старше их самих. Иен МакДональд — старший бондарь дистиллерий Glenfiddich и Balvenie, просто живая легенда, уже 50 лет работает бондарем.

Мы до сих пор используем такие же перегонные кубы, как и наш основатель. В 1886 году Вильям Грант за 140 фунтов купил 2 перегонных куба у другой дистиллерии, которая наращивала производство и взамен поставила кубы в 3 раза больше прежних. На сегодняшний день наши перегонные кубы одни из самых маленьких (9100 л wash still и 4550 л spirit still). Это влияет на спирт, который мы производим: он более маслянистый, богатый, с ароматом фруктов, сдобы и ягод. Если бы мы заботились только об объемах продаж виски, то уже давно бы поставили большие перегонные кубы. Вместо этого мы увеличиваем их количество, воспроизводя точную копию кубов времен Гранта.

О традициях и ремеслах нашей винокурни можно говорить часами, 129 лет истории как никак!

Вискокурня Glenfiddich

The M.O.S.T: А как вы стали бренд-амбассадором Glenfiddich?

Александр: 5 лет я работал в ресторанном бизнесе. Карьеру в этой сфере закончил в 23 года на позиции управляющего клубом. В первом и самом статусном ресторане французской кухни у меня произошло знакомство с виски Glenfiddich и вспыхнула любовь. Я развивался в больших международных компаниях в сфере FMCG, где потенциально в обозримом будущем я мог быть директором направления. Но после трех дней созерцания воды и неба под дождем с бутылкой любимого виски и доминиканскими сигарами я вернулся в Киев и все бросил, решил переписать личную историю. Два года я занимался культурными проектами, помогал другим и просто делал людей счастливее.

За это время я встретил любимую женщину, благодаря рекомендациям меня нашла компания William Grant & Sons и предложила позицию посла моего любимого виски в двух странах.

Сегодня я работаю уже в 10 странах, пятнадцатый год наслаждаюсь любимым виски и рассказываю о нем другим людям, моя любимая девушка — моя жена, а нашей дочери через неделю исполнится год. Когда чего-то сильно желаешь, вселенная дает тебе это. Важно знать, что ты хочешь и не забывать об этом в суматохе большого города.

The M.O.S.T.: Как оценить качество виски?

Александр: Пробуйте его вдумчиво. Хороший виски не обладает спиртуозностью, в него не захочется налить что-то, чтобы можно было пить. Хороший виски хочется покатать по поверхности языка и получать удовольствие от каждого глотка. Вам понравится процесс, а не только результат. А еще сравнивайте. Попросите налить бармена 3 бокала виски, один из них Glenfiddich 12 или 15-летний. Оцените вначале аромат каждого, затем попробуйте по глотку в любой очередности. Это будут ваши выводы, вы все поймете.

The M.O.S.T.: Самый запомнившийся бокал виски в вашей жизни?

Александр: Glenfiddich 40 y.o. Виски был набран нашим молт-мастером Брайаном Кинсманом прямо из бочки, я его привез в Киев, а после полетел в Среднюю Азию, где мы попробовали его на частном ужине. Моменты жизни с виски такого класса не забываешь. Я даже сейчас могу вспомнить его аромат, вкус на языке и послевкусие, которое длилось около семи часов.

The M.O.S.T.: А помните самый первый виски?

Александр: Конечно же, это был продукт масс-маркета! С тех времен я и не пью его больше.

The M.O.S.T: Как следует правильно пить виски?

Александр: Так, как вам нравится — это единственное «правило»! Это ваша порция виски, ваше время, деньги и удовольствие. Рекомендую найти ваш виски, который будет дарить вам удовольствие в чистом виде, будет совершенен и самодостаточен без добавления других ингредиентов. С колой или льдом можно пить практически любой виски; это не любовь, а компромисс.

Хороший виски не будет спиртуозен, его аромат будет для вас, как любимый парфюм. Начните с шотландцев — на них равняются все остальные страны, и, конечно же, с односолодового виски — это наиболее интересная категория среди всего разнообразия.

The M.O.S.T.: Насколько мне известно, вы собираете свою собственную коллекцию виски. Расскажите о самых редких экземплярах из нее.

Александр: Самые редкие образцы — это те, которые я сам набирал из бочек. Это память, которую я закупорил в бутылку. Они не для продажи, я их открою и вспомню ту или иную поездку в Шотландию, людей, с которыми мы тогда были, и выпью за их здоровье. Также я покупаю виски, выпущенный ограниченным тиражом, но не плачу больше 300$ за бутылку. С годами некоторые релизы значительно дорожают. Хорошим примером выгодной и вкусной инвестиции служит The Balvenie TUN 1408. 5 лет назад бутылка стоила 250 фунтов стерлингов. Сегодня ее дешевле 800 не найдешь. Почему именно этот виски так вырос в цене? Ограниченный тираж, смелый эксперимент с бочками, уважаемое имя молт-мастера и потрясающая жидкость!

The M.O.S.T.: Иногда можно составить представление о человеке, зная, какие книги он читает. Можете ли вы сказать что-то о человеке в зависимости от того, какой виски он пьет?

Александр: Виски в бокале или в бутылке на столе — это визитная карточка. Одни люди желают подчеркнуть собственный статус, поэтому покупают виски, который, по их мнению, его отображает. С такими людьми без авторитета, некой инаковости и собственной истории успеха разговор не получится. Другие заказывают виски определенного, чаще массового бренда, потому что сами не разбираются. Эти люди ведомые и благодарные слушатели. Третьих просто устраивает то, что у них в бокале, они пьют один проверенный виски годами. Это основательные, нерушимые личности, надежный фундамент общества. Мы все разные, и, слава Богу, в мире есть множество стилей виски и брендов, которые способны подчеркнуть нашу индивидуальность.

The M.O.S.T.: Какой же типаж предпочитает пить Glenfiddich?

Александр: Определенно, люди со вкусом, путешественники и первопроходцы — в гастрономии, странах или виски. Они находятся в постоянном движении, заряжают других, интеллектуальны, добиваются успеха и ценят момент с бокалом хорошего виски среди людей, близких по духу. Конечно, это общее описание. Но есть одно качество среди всех потребителей Glenfiddich — они добры и чаще других улыбаются. Я давно это подметил, это справедливо для 10 стран, в которых я работаю.

The M.O.S.T.: Что бы вы посоветовали людям, которые впервые открывают для себя Glenfiddich?

Александр: Этих счастливых людей я бы поздравил и пожелал бы им делиться этим виски с близкими им людьми. Они никогда на забудут вас — человека, который познакомил их с самым награждаемым односолодовым виски в мире. А сами продолжайте путешествовать и исследовать мир виски. У нашей дистиллерии есть множество потрясающих релизов, и мы продолжаем экспериментировать, чтобы радовать ценителя нашего виски.

Текст: Эмиль Ахундов, портрет в заглавии: Анфиса Бессонова, Анар Курбанов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста напишите свой комментарий!
Введите имя