Борец вольного стиля, чемпион летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, серебряный призер Олимпиады 1996 года в Атланте, Намик Абдуллаев, стал первым спортсменом независимого Азербайджана, завоевавшим олимпийскую медаль. Несмотря на то, что в рамках своей спортивной карьеры он не раз сталкивался с предвзятостью судей, на его счету свыше 20 золотых, серебряных и бронзовых медалей, заработанных им на различных состязаниях, что делает его одним из самых титулованных азербайджанских борцов за всю историю.

Текст: Расим Мовсумзаде |Фото: Руслан Набиев

The M.O.S.T.: Вы стали единственным спортсменом, завоевавшим медаль в Атланте-1996 – первой Олимпиаде, на которой Азербайджан участвовал в качестве независимого государства. Каким вам запомнился тот период?

Намик: Отрадно, что мы впервые участвовали под собственным флагом в качестве независимой страны. Наши спортсмены начали завоевывать медали чемпионатов мира
и Европы, выиграли лицензии на Олимпиаду. Это было 100- летие Олимпийских игр. Олимпийские игры проводились в США, и в результате жеребьевки моим первым соперником стал американец. В 1994 году я был серебряным призёром чемпионата мира, а в 1994 и 1995 годах — чемпионом Европы, так что, к счастью, я хорошо подготовился к Олимпиаде. Я выиграл первую встречу, и у нашей олимпийской
сборной, у тренеров и руководства появилась надежда, что я смогу победить и в следующих матчах. После этого я одолел борцов Японии, Узбекистана и, наконец, в полуфинале – представителя Ирана чистой победой. Моим соперником в
финале был 7-кратный чемпион мира из Болгарии, 36-летний Валентин Йорданов, для которого эта Олимпиада стала последней. Встреча была напряженной. Хотя я и вел в счете, но столкнулся с предвзятостью арбитров и в результате проиграл по очкам 3:4. Хотя должен был победить со счетом 5:3. Я не смог поднять наш флаг, и не был исполнен наш гимн. Но когда я вернулся на родину, в аэропорту мне сказали, что
наш общенациональный лидер Гейдар Алиев принимает мою медаль в качестве золотой, и я буду награжден, как золотой медалист. Конечно, не только для меня, но и для всего спортивного сообщества в целом было радостью, что против несправедливости были предприняты справедливые шаги. Когда я думаю об Олимпийских играх в Атланте, я воспринимаю свою серебряную медаль, как золотую. Еще перед поездкой на летние Олимпийские игры в Сиднее я пообещал превратить свою серебряную медаль в золотую в Австралии.

The M.O.S.T.: А до этого, в возрасте 21 года, у вас была возможность поехать на Олимпиаду в Барселоне-1992?

Намик: Я начал заниматься борьбой с 1983 года. На юниорских и юношеских всесоюзных соревнованиях выигрывал золотые, серебряные и бронзовые медали. В 1990 году я должен был стать чемпионом СССР, но занял 3 место из-за несправедливости судей. Мне тогда было 19 лет. В 1992 году СССР распался, но было решено, что все республики должны выступить объединённой командой в Барселоне-1992. В июне я выиграл чемпионат СНГ, также был кандидатом на поездку на Олимпиаду. Были и другие кандидаты, которых я выигрывал. Одним из них был наш соотечественник Вугар Оруджев, представляющий Беларусь. Перед чемпионатом Европы мы встречались на турнире Александра Медведя, и я обыграл его со счетом 7:0. Тем не менее, на чемпионат Европы тоже поехал он и занял 2 место. А в чемпионате СНГ он не участвовал. Если бы мы участвовали, как независимая страна, я бы поехал на Олимпийские игры 1992 года. Но единственное место в объединённой команде в весовой категории 48 кг было отдано Вугару Оруджеву, и в итоге он завоевал бронзовую медаль.

The M.O.S.T.: Вы все-таки сдержали свое обещание в Сиднее-2000…

Намик: В 1997-1998 годах я завоевал серебряную медаль чемпионатов Европы и мира. Мы поехали в Сидней чуть раньше, чтобы адаптироваться к климату «Зеленого континента». Я обыграл спортсменов Северной Кореи, а затем –Новой Зеландии. Следующим моим соперником был Амиран Карданов, представитель Греции. На меня было совершено давление, судьи не присвоили мне полагающиеся баллы.
Тем не менее я выиграл со счетом 5:3 и вышел в финал, где должен был встретиться с американцем Сэмми Хенсоном, которому я проиграл по очкам ранее в финале чемпионата мира 1998 года. Выиграв все свои встречи в Сиднее, он заявил СМИ, что станет олимпийским чемпионом, и никто не сможет его остановить. Мы встретились в четвертый раз, финал был очень напряженным, физическая подготовка у него была на уровне, но я выиграл со счетом 4:3. Став олимпийским чемпионом, я сдержал обещание, данное нашему общенациональному лидеру.

The M.O.S.T.: Что чувствует спортсмен, когда становится олимпийским чемпионом?

Намик: Взоры всего мира обращены на вас. Поднимается флаг, звучит гимн. Мало найдется спортсменов, которые не прослезятся от радости. Олимпийское чемпионство – это дар Аллаха.

The M.O.S.T.: В отличие от вашего брата Арифа Абдуллаева, вы так и не стали чемпионом мира.

Намик: Я много раз выступал на чемпионатах мира, но из-за предвзятости судей, травм, отсутствия полноценной подготовки и других причин, так и не стал чемпионом. Хотя я трижды боролся в финале. В чемпионатах мира я участвовал с 1994 года – в том году я проиграл Валентину Йорданову в финале в Стамбуле. В 1995 году в США получил травму, сломал руку и стал четвертым. В 1997 году у меня были надежды
выиграть титул в России, но я вновь столкнулся с несправедливостью арбитров, проиграл российскому спортсмену и не смог занять даже призовое место. В финале 1998 года проиграл упомянутому мною выше американцу. В 2002 году был очень близок к «золоту» в Иране, но в поединке с кубинским борцом столкнулся с несправедливостью рефери. В 2006 году тоже был близок к титулу – завоевал «бронзу».

The M.O.S.T.: Что легче – выступать в качестве спортсмена или быть тренером?

Намик: И то, и другое нелегко. Но тренер думает обо всей команде, на нем больше ответственности. Раньше в олимпийской борьбе было 10 весовых категорий, сейчас их 6, а остальные 4 — неолимпийские. Тем не менее, мы участвуем на всех чемпионатах мира и Европы во всех 10 категориях. Тренер замечает трудности и ошибки каждого спортсмена и работает над ними. После каждого турнира он должен отчитываться и анализировать. Да, есть тренерский штаб, есть помощники, но ответственность лежит на главном тренере. А спортсмен несет ответственность только за себя. Он должен
придерживаться спортивного режима, быть требовательным к себе и не лениться.
Я завершил карьеру спортсмена в 2009 году из-за травмы. Правда, мне было уже 38 лет. Меня назначили вице-президентом Федерации борьбы по юниорам. Кроме того, мне доверили контроль двух нижних весовых категорий среди взрослых. Можно сказать, что с этого времени началась моя тренерская работа. Также я был главным тренером сборной страны по вольной борьбе с сентября 2020 года по март 2023
года. Сейчас я являюсь членом исполкома Федерации борьбы и также ответственным за сборную по вольной борьбе.

The M.O.S.T.: А почему вы выбрали именно вольную борьбу, а не греко-римскую?

Намик: Мои старшие братья тоже занимались вольной борьбой. Отсюда же зародилось и мое увлечение этим видом спорта. Мой дядя был борцом-пехлеваном. Мой двоюродный брат Эльхан впервые отвез меня на занятия тренера Вахида Маммадова в 1983 году. Мои двоюродные братья тоже занимались вольной борьбой, так что этот выбор был предопределен.

The M.O.S.T.: Если бы ваша карьера началась сейчас, добились бы вы лучших результатов?

Намик: Интересный вопрос, но я затрудняюсь на него ответить. Я начал карьеру в те времена, когда к немногочисленным народам относились по-другому. Попасть в сборную СССР было нелегко. Азербайджан был маленькой республикой. Поэтому иногда нашим спортсменам приходилось представлять другие страны. С одной стороны, было много соревнований. Но режим был жесткий, и если ты опоздал даже на минуту, тебя могли выгнать со сборов. Сейчас, когда ты становишься чемпионом республики, ты можешь участвовать в международных турнирах в качестве спортсмена под номером один. Но в то время, став чемпионом республики, ты должен был стать еще и чемпионом СССР и проявить себя на международных соревнованиях. Даже если ты выиграл чемпионат СССР, в советские времена также проводились престижные турниры такого же уровня – турнир имени Балавадзе в Тбилиси, турнир Медведя в Минске… Надо было пройти все эти соревнования для того, чтобы бороться в чемпионатах мира и Европы. Правда, и сейчас проводятся различные турниры. Но теперь мы участвуем, как представители независимой страны, и нет необходимости быть лучшими среди спортсменов 15 республик. Были и другие трудности. Я, например, до 1992 года боролся в весовой категории 48 кг, потом 52 кг, а с 1997 года 54 кг – количество весовых категорий уменьшили. Раньше «мой вес» был 48 кг, потом 54 кг – чувствуете разницу? После Сиднея-2000 произошла еще одна перемена – поменяли весовую категорию с 54 кг на 55 кг. Адаптация сложная. Йорданов, мой соперник по Атланте-1996, например, всегда боролся в весовой категории до 52 кг. Что касается конкуренции, и тогда, и сейчас она остается на высоком уровне.

The M.O.S.T.: Было время, когда борьбу хотели исключить из Олимпийских игр…

Намик: Да, время от времени звучит критика в адрес борьбы, говорят, что это неинтересный, незрелищный вид спорта. Но когда встал вопрос об исключении из Олимпийских игр, все борцы, Всемирная федерация борьбы – на тот момент это была ФИЛА – воспротивились. Даже тот самый Йорданов заявил, что, если это произойдет, он откажется от своих олимпийских медалей. Мы не можем представить Олимпийские игры без борьбы. На древних Олимпийских играх также присутствовала борьба. Вообще, борьба является одним из пяти основных видов спорта Олимпиады. Правда греко-римская, но это не важно, как как федерация у нас общая. Например, такие страны, как США и Иран, считают борьбу своим национальным видом спорта. Когда проходит чемпионат мира, участвуют более ста стран и более 50 стран Европы. В Азии можно упомянуть такие страны, как Япония, Корея и Индия, где борьба очень популярна.

The M.O.S.T.: Борцы иногда играют в футбол на тренировках. Кто является лучшим футболистом среди борцов?

Намик: До прихода в борьбу я несколько месяцев занимался футболом, но родители не советовали мне продолжать. Во время физических тренировок борцы играют как в баскетбол, так и в футбол. Помимо игры между собой, иногда проводим и товарищеские матчи. Например, играли с футболистами-ветеранами, братьями Мусой и Гурбаном Гурбановыми. Я сам неплохо играю в футбол, как и мой брат Ариф
Абдуллаев. Тогрул Аскеров, Гаджи Алиев из вольной борьбы, а также Ровшан Байрамов и Фарид Мансуров из греко-римской борьбы тоже хорошо играют в футбол.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста напишите свой комментарий!
Введите имя