Появление новых медиа – социальных сетей, где люди могут без ограничений выражать свои мысли, – сделало актуальным пересмотр прав и свобод человека. Так как, с одной стороны, каждый имеет закрепленное законом право на свободу мысли, а с другой стороны, такая свобода в определенные моменты ставит под угрозу права других людей. Эксперт по юридическим вопросам Зюмрюд Ализаде ответила на наши вопросы по этой теме.

Текст: Эльчин Амиров | Фото: Адыль Юсифов

The M.O.S.T.: Какими основными правами и свободами обладают люди в цифровой среде, в частности, в социальных медиа?

Зюмрюд: Одной из основных свобод человека является свобода выражения мнения. Основными правами в этой сфере является право лиц на получение, хранение, распространение информации, а также право на общение, как составная часть свободы выражения мнения. Кроме того, имеется множество других прав и свобод, подлежащих защите в рамках отношений в этой сфере. Среди них недопустимость половой, расовой, религиозной, национально-этнической и любой другой дискриминации, а также поведения, порочащего честь и достоинство, неприкосновенность личных данных и так далее.

The M.O.S.T.: На что должен обратить внимание рядовой гражданин при публикации информации в социальных медиа?

Зюмрюд: Если говорить о крупных компаниях, являющихся владельцами платформ социальных медиа, используемых в настоящее время почти всеми, можно увидеть, что они возникли именно благодаря контролю над социальными ресурсами и способности превращать человеческую деятельность в ценные сведения. Говоря простым языком, определенные данные, получаемые от каждого из многочисленных пользователей, собираются в общий информационный «бассейн» и используются этими компаниями. Здесь речь идет не об анализе жизни конкретного лица, а об общем использовании полезных для таких компаний сведений. Следует учитывать, что такого рода частные платформы управляются скорее коммерческими приоритетами и интересами акционеров, нежели общественным интересом. При этом основным аспектом, требующим внимания, является ознакомление с политикой конфиденциальности (прим.ред.: privacy policy) используемых платформ. В этом договоре указаны используемые лицами сведения и цель их использования. Приняв и согласившись с условиями использования, вы подписываете договор в онлайн режиме. Кукисы, встречающиеся в интернете (прим.ред.: cookies), также относятся к этой группе. Учитывая право на неприкосновенность личных данных, мы не должны забывать о наличии права выбора. Необходимо убедиться в достоверности информации, прежде чем делиться ею. То есть, получена ли информация из надежного источника? Содержит ли эта информации незаконные аспекты? Не забывайте, что принадлежащие нам права обязуют нас уважительно относиться и к правам других людей.

Когда мы отмечаем наше местоположение в социальных сетях и делимся им, следует учитывать, что эту информацию видят не только люди, которым мы доверяем, а также осознавать потенциальные проблемы, вытекающие из этого факта.

В целом, при использовании социальных платформ необходимо оставлять профиль открытым не для всех, а только для определенных групп, для друзей и уделять особое внимание паролям и другим вопросам, касающимся конфиденциальности.

Если вы получили в социальных сетях оскорбительные сообщения, столкнулись с клеветой или с шантажом раскрытия личных данных в позорящей форме, вы можете обратиться в органы полиции или прокуратуры, независимо от того, пишет отправитель с личного профиля или скрывает свою личность за фальшивым аккаунтом.

The M.O.S.T.: Что вы думаете по поводу состояния правого регулирования в цифровой среде Азербайджана? Как вы считаете, следует ли принять отдельный закон в этой сфере?

Зюмрюд: С 2013 года в азербайджанское законодательство внесены серьезные изменения, связанные с этой сферой. Эти изменения регулируют информацию, распространяемую в интернете. И в настоящее время этот процесс продолжается. Например, закон «О медиа», принятый 8 февраля 2022 года, регулирует вопросы, оставшиеся вне сферы влияния принятых ранее документов, определяет новые механизмы регулирования. Вместе с тем, социальные сети, платформы для публикации видео, а также блогерство и другие виды деятельности этой категории не включены в сферу охвата этого закона. Однако, по-моему, в настоящее время упомянутые источники обладают возможностью доведения информации до широких масс населения. С целью устранения пробелов в сфере урегулирования существующих отношений необходимо принять закон, связанный с правовым регулированием цифровой среды.

В частности, так как платформы социальных медиа предоставляют людям возможность поиска, выражения, распространения информации, здесь люди могут подвергнуться дискриминации, или неприкосновенность их личных данных может быть нарушена.

Опыт показывает, что стандарты по человеческим правам не будут учитываться полностью, пока этот вопрос не будет закреплен в местном законодательстве. На самом деле, в таких сферах, как права сотрудников, детей, охрана окружающей среды и других, ситуация аналогичная. Неполноценное определение законов и правовых механизмов, регулирующих роль и ответственность информации и гигантов технологии, является неотложным вопросом не только в Азербайджане, но и в других государствах. Здесь цель заключается не в размере ответственности компаний, а в определении стандартов защиты прав и свобод человека, как исходной точки и фундаментального принципа. Руководство правовыми нормами в такой форме будет полезно для предотвращения государством противозаконных случаев, сыграет роль надежной базы для учреждений, распространяющих информацию с помощью цифровых платформ. Также будет обеспечена защита прав и свобод пользователей этих платформ.

The M.O.S.T.: Как можно воспользоваться опытом зарубежной цифровой среды в юридической сфере?

Зюмрюд: Опыт европейских стран в этой сфере гораздо богаче. Например, закон Германии об удалении информации, содержащей противоправные аспекты. Согласно этому закону удаление незаконного контента должно быть незамедлительным. Предусмотрены серьезные наказания в этой сфере. Естественно, незамедлительное удаление незаконного контента является похвальным, однако такой подход создает проблемы в связи с определенными правами и свободами. Сторона, считающая, что ее права нарушены, может обратиться в суд, однако такие дела являются сложными и требуют тщательного рассмотрения содержания данных. Принятие судом решения по делу может занять несколько недель, даже месяцев.

Крупные учреждения в сфере информации и технологий должны принимать решение по многочисленным делам в течение нескольких часов. В таких условиях может возникнуть риск излишнего регулирования. Хотя частные компании могут свободно внедрять условия и правила обслуживания, они должны соблюдать международные стандарты свободы выражения мысли и составлять свои четкие и конкретные правила в этой сфере. Установленные ограничения должны основываться на принципах человеческих прав, служить законной цели, внедряться как можно уже с учетом принципа необходимости.

The M.O.S.T.: В настоящее время в Турции обсуждается проект закона «О социальных медиа» и предусмотрено внедрение более строгих законов в этой сфере. Ожидается ли подготовка такого закона в Азербайджане?

Зюмрюд: Да, в законопроекте в Турции нашел свое отражение ряд важных вопросов. Среди них уголовная ответственность за распространение ложных новостей, информация, которую не должны видеть дети при использовании интернета. Кроме этого, перед компаниями социальных сетей ставятся такие условия, как открытие своих представительств в Турции, наличие официального адреса. Также новостные порталы должны будут защищать распространяемую информацию и новости, то есть они не смогут в дальнейшем удалить опубликованную незаконную информацию по своему усмотрению.

Что касается ситуации в Азербайджане, как отмечено выше, считаю необходимым усилить правовое регулирование в этой сфере. Однако принятые законы и определенные механизмы должны руководствоваться принципами прав и свобод человека. Потому что права человека основываются на инклюзивном и справедливом общественном подходе, поддерживающим широкий спектр разных взглядов. Этот подход выступает против содержания, поощряющего насилие, ненависть и преследование индивидов, призывает уделить особое внимание чувствительным группам или группам риска. Считаю, что установление нормативной рамки, руководствующейся именно этими ценностями, очень важно для справедливого урегулирования отношений в упомянутой сфере.

Естественно, и Азербайджанская Республика закрепила в Конституции обеспечение основных прав и свобод человека в качестве высшей цели государства, определила права и свободы человека в регулировании всех сфер в качестве одного из фундаментальных направлений в других национальных законодательных актах и международных документах.

The M.O.S.T.: За какие действия в цифровой среде предусмотрено строгое наказание? Каков размер и срок такого наказания?

Зюмрюд: Неэтичные пользователи цифровой среды расценивают эти платформы как среду безнаказанности. На самом деле, это не так.

В соответствии со статьей 147.1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или, при массовом распространении, в информационном ресурсе Интернета, наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 манатов, либо общественными работами на срок от 240 до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 6 месяцев.

В соответствии со статьей 148 Уголовного кодекса АР, оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или, при массовом распространении, в информационном ресурсе Интернета, — наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 манатов, либо общественными работами на срок от 240 до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 6 месяцев.

В соответствии со статьей 148.1 Уголовного кодекса АР, клевета или оскорбление в информационном интернет-ресурсе путем массового распространения, с использованием поддельных имен пользователя, профилей или учетных записей, наказываются штрафом в размере от 1000 до 2000 манатов, либо общественными работами на срок от 360 до 80 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Кроме того, в Кодексе об административных проступках определены административные проступки, нарушающие правила использования, распространения и защиты информации, и предусмотрены соответствующие штрафы, а в определенных случаях меры ареста.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста напишите свой комментарий!
Введите имя