Уж сколько ни старались организаторы Женевского часового гран-при за 20 лет своего существования отнекиваться от сравнения с главным призом американской киноакадемии, но это словосочетание с чьей-то легкой руки прочно засело в умах всех тех, кто из года в год следит за этим важным событием. Впрочем, в этот раз организаторы не просто свыклись с этой аналогией, но и даже переняли систему голосования у своих американских коллег из мира киноиндустрии, создав собственную академию часовщиков, состоящую из 350 (!) человек, которая отобрала 84 финалистов, сформировав так называемый шорт-лист. А уже исходя из этого списка члены жюри отобрали победителей в 17 номинациях. 12 ноября в Женеве состоялась церемония вручения Grand Prix d’Horlogerie 2020. В этот раз в связи с эпидемиологической ситуацией вместо зрителей в зале на сидениях покоились красные надувные шары, которые абсолютно флегматично наблюдали за вручением главной часовой премии мира различным производителям. О самых интересных мы расскажем в этой статье.
Piaget Altiplano Ultimate Concept
Главный приз Grand Prix d`Horlogerie de Geneve — «Золотая стрелка» — достался ультратонким часам Piaget Altiplano Ultimate Concept толщиной 2 мм. В 2018 году дом представил их в виде экспериментального концепта, но спустя два года объявил о возможности коммерческого запуска. В качестве платины для механизма 900P-UC использована задняя крышка корпуса, изготовленная из более прочного кобальтового сплава. Столь же сложно было разработать зубчатые колеса толщиной всего 0,12 мм и сапфировое стекло 0,2 мм. И похоже, что в ближайшее время рекорд в 2 мм не будет превзойден.
Bovet 1822 Miss Audrey / Bovet 1822 Recital 26 Brainstorm Chapter Two
Часовая мануфактура Bovet 1822 победила сразу в двух номинациях — «Женские часы» и «Исключительная механика». Для первой из них был разработан трансформируемый корпус Amadeo, который может использоваться для наручных часов, стать настольными часами или превратиться в кулон. В данном случае он изготовлен из стали, его диаметр составляет всего 36 мм. Мануфактурный механизм с автоматическим подзаводом обеспечивает запас хода в 42 часа. Зеленый циферблат выполнен лаком по гильоше, кольцо и часовые индексы украшены бриллиантами. А «вторая глава», разработанная мастерами Bovet 1822, — это уникальный механизм, сочетающий указатель лунных фаз с отображением времени сразу во всех 24 часовых поясах. Турбийон на «6 часах» одновременно отсчитывает секунды, а главный циферблат, смещенный к «12 часам», показывает время в выбранной точке земли. Все это собрано в крупном прозрачном корпусе 47,8 мм из сапфирового стекла с наклонной передней крышкой.
Voutilainen 28SC
Приз в номинации «Мужские часы» достался независимому часовому производителю с финскими корнями Кари Вутилайнену. Часы-победители имеют уже использовавшийся ранее мануфактурный механизм Vingt-8 со специально разработанным сдвоенным узлом спуска, более точным и долговечным, чем классический якорный. Эту сложность ничем не выдает строгий корпус из титана с голубым гильошированным циферблатом, рассчитанный на фанатов часовой классики Voutilainen. Причем, несмотря на номинацию, производитель утверждает, что новинка рассчитана как на мужчин, так и на женщин. Но если вы хотите заполучить их, следует поторопиться, так как модель произведена в количестве всего 10 экземпляров.
Greubel Forsey Hand Made 1
Победу в номинации «Мужские часы с усложнениями» одержала мануфактура Greubel Forsey. И это тот случай, когда усложнения касаются не только каких-либо технических изысканий, но и самого процесса создания новинки. Как следует из названия модели, это часы Hand Made, то есть сделанные вручную на станках XIX века. Чтобы изготовить часы, собранные на 95% на старинный манер, часовщикам потребовалось около трех лет работы. Каждая из 272 деталей механизма с турбийоном и 36 деталей корпуса была произведена с помощью техники прошлого, но с уровнем точности и совершенства настоящего. Часовщики решили доказать, что для этого им не нужны компьютеры и станки-автоматы. Достаточно иметь золотые руки.
Van Cleef & Arpels Frivole Secrete / Van Cleef & Arpels Lady Arpels Soleil Feerique
По визуальным составляющим равных французскому Дому Van Cleef & Aprels не было, поэтому они одержали победу сразу в двух номинациях: «Ювелирные часы» и «Художественные часы». Первые из них — часы «с секретом», расположенные внутри золотого соцветия на открытом браслете рядом со вторым цветком — в духе парного ювелирного украшения toi et moi («ты и я»). Чтобы увидеть усыпанный бриллиантами циферблат, надо повернуть часть соцветия. Механизм, разумеется, кварцевый, но в категории «Ювелирные часы» недостатком это не считается. И вторые — часы из специальной коллекции «Необыкновенные циферблаты» сочетают множество техник отделки и материалов, в том числе белое и желтое золото, бриллианты, витражную эмаль plique-a-jour, желтые сапфиры, маркетри из лазурита, оникса и перламутра. Механизм с ручным подзаводом и запасом хода в 40 часов. Созданы лимитированным числом — всего три экземпляра.
Breitling Superocean Automatic 48 Boutique Edition
В специфической номинации «Часы для ныряльщиков» победа ожидаемо досталась швейцарскому производителю дайверских часов Breitling. Часы в титановом корпусе крупного размера (48 мм) имеют темно-зеленый циферблат со светящимися метками и керамическое вращающееся кольцо. Для большей безопасности оно может блокироваться специальной кнопкой, расположенной слева. Новые Breitling Superocean получили, словно подводная лодка, двойной корпус — внешний с водонепроницаемостью до 300 метров и внутренний антимагнитный из мягкого железа.
Bvlgari Aluminium Chronograph
Награда в номинации «Культовые часы» досталась римскому дому Bvlgari за модель Aluminium Chronograph. Это уже шестая награда за последние шесть лет, которая присуждается творениям этого дома. Выпущенная в 1998 году модель Aluminium первого поколения нарушила традиционные правила, будучи созданной из материалов, неслыханных для люксового бренда: алюминий и каучук. И вот более двух десятилетий спустя эта коллекция по-прежнему остается такой же мощной и определенно запечатлевшейся в коллективной памяти часовых мастеров. Впрочем, не обошлось и без нововведений. У модели этого года увеличен размер (с 38 мм до 40 мм), а также прежний кварц заменен на автоматический механизм.
H. Moser & Cie Streamliner Flyback Chronograph Automatic / H. Moser & Cie Endeavour Cylindrical Tourbillon H. Moser x MB&F
И вновь парная победа в номинациях «Хронограф» и «За храбрость». В этот раз триумфатором стал часовой производитель H. Moser & Cie. Хронограф марки имеет узнаваемый обтекаемый корпус в духе аэродинамических обводов локомотивов 1930-х годов. Механизм c центральным указателем и возвратной стрелкой flyback был разработан в тандеме со знаменитым женевским конструкторским бюро Agenhor. Особенность этих часов — простой циферблат с одной общей индикацией отсчета вместо привычных суммирующих счетчиков минут и часов. А второй приз достался плоду сотрудничества марок Эдуара Мейлана и Максимилиана Бюссера. В новинке объединились турбийон с цилиндрической пружиной баланса от H. Moser & Cie с сапфировым куполом и трехмерным циферблатом от MB&F. Продукт умножения двух умений с мозеровскими фантазийными циферблатами fume имел мгновенный успех и был раскуплен еще до конкурса.
Tudor Black Bay Fifty-Eight Navy Blue
Часовой швейцарский производитель Tudor является дочерней компанией часового гиганта Rolex. «Вторая линия» Rolex уже не в первый раз побеждает на женевском конкурсе — то в «Маленькой стрелке», то, как сейчас, в «Вызове», где участвуют часы стоимостью до 4 тысяч швейцарских франков. Модель Black Bay Fifty-Eight Navy Blue своим названием обязана фирменному синему цвету, а также 1958 году, давшему жизнь первым часам Tudor с водонепроницаемостью до 200 метров, специально выпущенным для ныряльщиков.
Charles Girardier Tourbillon Signature Mysterieuse «Fleur de Sel»
Часовая марка Charles Girardier появилась совсем недавно, но ведет свою родословную от часовщика XIX века Шарля Жирардье. Голубой циферблат в духе позапрошлого века выполнен в технике горячей эмали (grand feu), с накладными украшениями из сусального золота или серебра. На отметке «6 часов» находится «летящий» турбийон, а на «12 часах» — автоматон, демонстрирующий в движении монограмму бренда. Специалисты называют эту победу в номинации «Женские часы с усложнениями» самым спорным призом на нынешнем Женевском конкурсе. Посмотрим, как будет развиваться Charles Girardier дальше, и проверим, была ли его победа такой ошибкой, как это кажется часовщикам сейчас.
Parmigiani Fleurier Hijri Perpetual Calendar
Победа в номинации «Инновация» досталась швейцарскому производителю часов, компании Parmigiani Fleurier, основанной в 1996 году во Флериере. Как часто бывало на практике главы бренда Мишеля Пармиджани, наручные часы, победившие в этом году, появились в результате его работы над реставрацией старинных моделей — в данном случае над реставрацией карманных часов с арабским календарем в 1993 году. В 2011 году он разработал настольные часы, а теперь уменьшил механизм до наручных. Часы с исламским лунным вечным календарем, несомненно, найдут покупателей среди любителей мусульманской культуры. Впрочем, точно число экземпляров, в котором эта модель будет выпущена, не называется, все зависит от интереса со стороны покупателей и количества заказов.
Petermann Bedat Dead Beat Second
Ну, и закончить хочется рассказом о победе в одной из самых интересных номинаций церемонии — «Часовое открытие», которая традиционно присуждается молодым брендам. Часовым открытием этого года сочли работу молодых часовщиков Гаэля Петермана и Флориана Беда. Они познакомились в часовой школе Женевы в 2007 году, учились потом в самом часовом из германских городов, Гласхютте, а работают в швейцарском Ренене под крылом у Доминика Рено, одного из основателей Renaud et Papi. Их часы используют так называемую мертвую или прыгающую секундную стрелку — в механических часах, в отличие от кварцевых, этого не так-то легко добиться. Модель выпущена лимитированным количеством — всего 10 экземпляров.