Большая часть карьеры Захи Хадид была бумажной архитектурой, знаменитой только среди критиков и коллег. Однако сейчас сложно представить современную архитектуру без этой личности.

В 1950 году в городе Багдаде родилась девочка, тогда еще не подозревавшая, какой огромный след она оставит в истории архитектуры. Маленькая Заха росла в буржуазной семье, где главой семьи был либерал-демократ социалистического толка. Семья жила в достатке по современным принципам. Родители дали дочери хорошее образование в Американском университете в Бейруте, где Заха изучала математику. Но помимо технических наук, у нее был талант создавать красоту, которым, вероятнее всего, наградила ее мама-художница. Детство Хадид провела в одном из первых в Багдаде модернистских домов, вдохновившем ее на интерес к архитектуре. Заха росла, как и росла ее мечта оставить свой след в истории, стать архитектором и соз- давать будущее. В 1972 году она переехала в Лондон, чтобы учиться в школе Архитектурной Ассоциации. Ее талант заметил учитель, знаменитый голландский архи- тектор, Рем Колхас. Он открыл для нее науку деконструктивизма, в котором Заха Хадид нашла себя, и начала карьеру в этом направлении. Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите», что несомненно точно описывает ее почерк.

Уже в 1980 году Заха основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Она постоянно фантазирует и создает ряд смелых и неординарных проектов, которые приносят ей победу в различных масштабных архитектурных конкурсах. Ее заметили, запомнили и отметили признанные профессионалы. Однако ее собственное признание оставалось лишь на бумаге, заказчики не решались прибегнуть к смелым и оригинальным решениям Хадид в архитектуре.

Ветер перемен в жизни Захи подул лишь в 1993 году, после ее первого реализованного проекта — пожарной части для мебельной компании Vitra. После этого бренд Zaha Hadid Architects пошел вверх по спирали популярности.

«Моя личная жизнь – карьера» 

О личной жизни известно не много. Заха одна из тех женщин, которые «вышли замуж за карьеру». По этой причине, к ее сожалению, у нее не было детей. Заха Хадид не считала себя феминисткой, однако ей льстил факт, что она являлась примером для многих людей в индустрии дизайна, ведь она — исключение в архитектурном мире мужчин.

«Я не могу сказать, что пожертвовала семьей ради карьеры. Конечно, работа повлияла на мою личную жизнь, но не потому, что я хотела пожертвовать семьей. Просто так сложилось» 

Две трети своей карьеры Заха Хадид работала в стол. Ее уникальные проекты были признаны, однако долгое время не воплощались в жизнь, а большинство и вовсе отменялись. Причина не всегда была в самой Хадид, казалось сами обстоятельства играли не в ее пользу. Первый конкурс, который она выиграла, проходил в Гонконге в 1982 году. Победу одержал ее проект спортивного клуба на вершине одной из гор Гонконга. Эта постройка должна была быть вне каких-либо правил гравитации, что свойственно темпераменту Хадид. Однако cтроительство отменили в связи с политической неопределенностью в городе. Затем последовал проект Оперы в Кардиффе, но и ему не суждено было состояться.

Повышенный интерес к творчеству Захи Хадид начался со здания музея Гуггенхайма в Бильбао (1997 г.) по проекту Френка Гери. А востребованными ее идеи стали после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати в США (2003 г.). Этот центр назвали самым важным новым зданием в США со времен окончания холодной войны. Теперь Заху не интересует деконструктивизм. С середины 2000-х ее здания имеют плавные формы, а дизайн программируется на компьютере, как сложнейшая схема, связующая все части постройки между собой. В ее проектах зачастую чувствуется что-то восточное, словно Хадид, повинуясь родным корням прорисовывает арабскую каллиграфию посредством архитектуры. Наиболее заметными работами Хадид являются: MAXXI — Национальный музей искусств XXI века в Риме ( 2010 г.), Лондонский центр водных видов спорта для проведения Олимпийских игр (2012 г.), Центр Гейдара Алиева в Баку (2012 г.), Оперный театр в Гуанчжоу.

«Я никогда не буду строить тюрьмы, будь они даже самыми роскошными тюрьмами на свете» 

Как архитектор, Хадид стремилась разрушить привычные всем правила и выйти за рамки обычного пространства, впуская в него свой динамичный импульс. С целью увеличения внутреннего движения и деформации, Заха использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии, несмотря на общепринятую геометрию архитектуры. Проекты Хадид были основаны на гармоничном смешивании современных архитектурных форм и инновационных технологий, что бескомпромиссно внесло особый вклад в моду архитектуры. Ее здания выглядят как космические корабли, идеально просчитанное будущее или ожившие иллюстрации из альбома художника-футуриста.

При этом Заха Хадид отлично преуспевала с экспериментами в дизайне интерьера и выставочных пространств, жанре живописи, инсталляции и театральных декораций. Она разрабатывала лимитированные коллекции мебели и ювелирных украшений, создавала коллекции предметов декора и принимала участие во многих других проектах. Заха оттачивала новые грани в условиях полной композиционной свободы или, наоборот, в жестких рамках. Но в каждом ее проекте любой отрасли несомненно чувствуется почерк и стиль Захи Хадид. Ее малые работы можно встретить в коллекциях таких музеев, как МоМа, а также в Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM). Также Хадид занималась и преподавательской деятельностью: читала лекции и устраивала мастер-классы по всему миру, собирая полные аудитории. Сотрудничая с известными мировыми брендами для создания изысканных лимитированных предметов декора и прочих проектов, она создала лэйбл «Zaha Hadid», используемый в именных дизайнерских подарках и декоративных аксессуарах, каждый из которых вдохновлен ее прославленным архитектурным репертуаром. Каждый из проектов, созданный Хадид, является значительным вкладом в области архитектуры и дизайна. Zaha Hadid Design создает широкий ассортимент товаров для жизни и дома, от скульптурированных ювелирных изделий до лимитированной мебели, экспериментируя с архитектурными проектами в малом масштабе, исследуя последние технические и материальные инновации.

Заха Хадид — тот архитектор, чье имя является синонимом будущего. Однако, ее постройки настолько самобытны и чужды европейцу, что ее часто называли «массовым архитектором». Люди практически не отличали футуристические здания Хадид друг от друга и казалось, будто она каждый раз создает одно и то же, повторяя саму себя. Помимо обвинений в самоповторении были и другие кочки на карьерном пути Захи. После рецессии в 2008 в мире архитектуры наступает мода на бережливость, экономию и рациональные расходы средств. В проектах Хадид — все наоборот. О ее проектах говорят как о неэффективно использованном пространстве дорогих построек. Но Заха верила, что в будущем условные пространства ее зданий окажутся прогрессивным решением в архитектуре нового поколения людей.

Она — первая женщина-архитектор, причем из страны третьего мира, которой в 2004 году присудили Притцкерскую премию (cвоего рода Нобелевская премия в архитектуре).

На тот момент на ее счету было всего пять построек. Но спустя 10 лет на нее уже работало более 500 архитекторов, которые в год выпускали по пять неординарных зданий по всему миру. Сейчас ее бюро загружено работой и проектами на десятилетие вперед.

«Я не думаю, что людей можно научить архитектуре — людей можно только вдохновлять». 

Выдающийся вклад Захи Хадид в мир архитектуры и дизайна признан самыми популярными и уважаемыми мировыми организациями. Forbs включил ее в список «Самых влиятельных женщин мира», а Японская Ассоциация искусств удостоила Хадид «Императорской премии». Заха была дважды награждена премией Стирлинга — самой престижной архитектурной наградой Великобритании. А в 2012 году стала Дамой-командором Ордена Британской Империи Королевы Елизаветы II.

За 30 лет карьеры новаторское видение Захи Хадид предопределило направление в архитектуре и дизайне для ХХI века и захватило воображение всей планеты. Ее анти-гравитационные проекты, казалось, находятся за рамками реальности, однако Хадид доказала всему миру, что невозможное — возможно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста напишите свой комментарий!
Введите имя