Когда я впервые услышал о том, что жители Сицилии называют остров, на котором они проживают, континентом, мне показалось это достаточно забавным, но крайне самонадеянным. Но чувство снисходительности к чрезмерной уверенности сицилийцев в достоинствах их родины испарилось, стоило мне увидеть своими собственными глазами этот самый южный регион Италии. Ведь здесь, на площади в 25 711 километров (чуть меньше Бельгии), расположились леса и луга, реки и озера, равнины и горные массивы. И самый высокий в Европе действующий вулкан…

Текст: Эмиль Ахундов | Фото: Fabio Gambina

«Фонтан стыда» в Палермо

Несмотря на то, что я был в Италии бесчисленное количество раз, Сицилия всегда почему-то казалась мне далекой и труднодоступной. Тем приятнее было осознать, что это абсолютно не так. Перелет из Милана до международного аэропорта Палермо имени Фальконе и Борселлино, чьи взлётно-посадочные полосы расположены на самом краю обрывистого берега, занимает чуть более часа. Во время полета я понимаю, что все мои знания об острове ограничиваются просмотром культовой киноленты «Крестный отец» и второго сезона популярного нетфликсовского
сериала «Белый лотос». Поэтому первым делом по прибытию я решаю ознакомиться с историей этого удивительного уголка земли.

За всю историю этого острова многие народы пытались установить свои порядки. Одними из первых на острове образовались колонии греков, затем были римляне, германские племена и жители северной Африки. Не обошлось и без французов. На какой-то промежуток времени французский король Карл I Анжуйский завладел этим островом, но в 1282 году вспыхнуло антифранцузское восстание. Победа была за итальянцами, в ходе которого появился лозунг «Morte Alla Francia, Italia Anela», что в переводе означало «Смерть Франции, вздохни, Италия». Сокращенно это выражение звучало как «M.A.F.I.A.». С этим событием и связывают появление такого понятия, как «сицилийская мафия». У самих же сицилицев это слово не было в ходу. Они использовали чаще такие словосочетания, как «братская рука» или «уважаемое общество». Несмотря на то, что считается, что на сегодняшний день в Италии с мафией покончено, некоторые до сих пор ее боятся. Многие дома и земли, принадлежавшие мафиозным структурам, были отданы под государственные учреждения. А на сельскохозяйственных угодьях, некогда принадлежавшим мафиозным структурам, теперь выращивается зерно, из которого делают особый сорт пасты «Антимафия».

Рынок Mercato Ballaro в Палермо

Палермо
Свое знакомство с островом я начинаю с его столицы, города Палермо. Первое, на что я обращаю внимание, это явные отличия от материковой части Италии, проявляющиеся в большей степени обветшалости зданий, которая впрочем уравновешивается колоритностью обозреваемых пейзажей. Я иду по одной из главных пешеходных улиц столицы Via Vittorio Emanuele и останавливаюсь на Quattro Canti (Четыре угла). Углы четырёх зданий, расположенных на перекрестке, срезаны и выполнены в стиле сицилийского барокко. Нижний ярус фасадов украшен фонтанами,
средний — статуями испанских королей, а верхний — статуями святых Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы. Украшение каждого угла завершает мраморный герб, принадлежащий одному из вице-королей. Особую выразительность этому месту придают уличные музыканты, которые выступают здесь практически круглосуточно. Я заворачиваю в арку, и передо мной предстает Piazza Pretoria. Центральную часть площади занимает грандиозный фонтан, представляющий собой композицию из ряда бассейнов разных размеров, окружённых статуями мифологических персонажей, аллегорий, животных и фантастических монстров. Большинство человеческих фигур изображены обнажёнными, что для благочестивых жителей Палермо в свое время стало шоком, отчего фонтан в народе до сих пор называется «Фонтаном стыда». Для того чтобы еще больше погрузиться в аутентичную жизнь сицилийских жителей, я сворачиваю с туристического маршрута и попадаю на Mercato Ballaro — самый известный местный рынок, первые упоминания о котором можно найти в источниках IX века. Рынок небольшой по размерам, но крайне колоритный — запах свежей рыбы здесь переплетается с ароматом специй и фруктов, и по всюду присутствует типичный для южной Италии беспорядок, обладающий впрочем определенным шармом.

Пьяцца Лоджа в городе Марсала

 

Марсала
Моим вторым пунктом назначения на острове становится город Марсала, который раскинулся на мысе Капо Боэо, самой западной оконечности Сицилии, напротив Липарских островов. Когда-то здесь находился древний карфагенский город Лилибео — «смотрящий на Ливию», от которого сохранились лишь руины. Ливию из Марсалы, конечно, не видно, но в ясную погоду на горизонте можно заметить очертания северного побережья Африки.

Марсала — это город вин, существует даже одноименное с городом креплёное десертное вино. Старинные винодельни и современные заводы производят здесь вина со всей страстью и тщательностью, на которые только способны, и именно здесь находятся представительства главных винодельческих хозяйств Сицилии. Таким образом я плавно перешел к главной причине посещения Сицилии, ведь приглашающей стороной выступила, пожалуй, самая популярная сицилийская винодельня Donnafugata. В переводе с итальянского Donnafugata означает «женщина в бегах». Название бренд получил в честь жены короля Фердинанда IV Марии Каролины, которой пришлось оставить дворец в Неаполе при взятии его наполеоновскими войсками. Королева нашла приют в усадьбе местного принца в той части Сицилии, где сегодня раскинулись виноградники хозяйства.

Дегустационный зал винодельни Donnafugata, расположенной в городе Марсала

Винодельня была основана в 1983 году Джакомо и Габриэллой Ралло и перешла по наследству к их детям — сыну Антонио и дочери Хосе, которая сегодня возглавляет компанию. Именно здесь в Марсале находятся исторические погреба и имение Donnafugata, которые были построены в далеком 1851 году. Мы знакомимся с владелицей винодельни Хосе Ралло, которая рассказывает нам о винокурне. Виноградники Donnafugata занимают более 410 гектаров — в историческом городе Marsala, где мы находимся в данный момент, в западном Contessa Entellina, на острове Pantelleria, а также в Vittoria и на холмах вулкана Этна. Хозяйство активно использует солнечную энергию, экономя ресурсы и поддерживая высокие показатели чистоты воздуха. Семья Ралло — люди творческие, энергичные, в постоянном поиске новых идей. Жизнь на винодельне проходит весело и зажигательно. Так, например, во время сбора урожая семья ежегодно организует грандиозный фестиваль, куда съезжаются местные жители и известные люди: артисты, музыканты, журналисты, писатели, политики. А сама Хосе, увлекающаяся джазом и бразильской музыкой, в какой-то момент открыла в себе талант певицы и даже записала альбом, который и презентовала нам в качестве памятного сувенира о проведенной встрече.

Генеральный директор винодельни Donnafugata — Хосе Ралло

Контесса-Энтеллина
На следующий день нам предстоит путь в арберешскую (область, где проживают итало-албанцы) коммуну Контесса-Энтеллина. Здесь проживает всего около 2000 человек, а плотность населения составляет 15 чел./км². Именно в графстве Энтеллина
находятся основные виноградники Donnafugata (около 270 гектаров), на которых произрастают традиционные сицилийские сорта Неро д’Авола, Ансоника, Катарато, а также международные разновидности – такие как Каберне Совиньон, Сира, Мерло,
Совиньон Блан и Шардоне. На виноградниках не используются гербициды и химические составы, а борьба с насекомыми осуществляется при помощи ловушек с феромонами. Использование препаратов сводится к минимуму благодаря мониторингу параметров климата – количества осадков, температуры воздуха, влажности и т.д. Для удобрения почвы используется навоз и натуральный компост. Важный вклад в устойчивое развитие достигается за счет производства чистой энергии из возобновляемых источников.

Имение Donnafugata в Контесса-Энтеллина

Здесь также находится сад, созданный Габриэллой Ралло, состоящий из трех разновидностей зеленых насаждений: от видов, наиболее популярных в средиземноморском регионе, до пальм и экзотических растений. Здесь
же на 13 гектарах оливковой рощи поместья компания выращивает 4 местных сорта оливок Западной Сицилии: Nocellara, Cerasuola, Biancolilla и Pidicuddara. Эти сорта составляют смесь Milleanni – оливковое масло, произведенное с использованием лучших технологий холодного отжима. После прогулки по виноградникам мы попадаем в основное имение Donnafugata с изысканным интерьером, в котором нам предстоит профессиональная дегустация вин, производимых этой компанией в сочетании с деликатесами средиземноморской кухни.

Этна
Признаться к этой встрече я готовился с особым воодушевлением, ведь это должен был быть первый вулкан в моей жизни, который я увижу собственными глазами. Последнее извержение состоялось 16 февраля 2021, когда вулкан выбросил фонтан лавы и вулканического пепла на километровую высоту. Столб пепла достиг 5 км, и он покрыл виноградники и жилые кварталы на расстоянии 25 км. Плюс ко всему периодически вулкан «бомбит» округу мелкими камушками застывшей магмы, которые
здесь называют «рипидду». Подобные явления местных жителей не удивляют, ведь здесь так живут веками. Но главное в другом: как ни стран но, пепел – прекрасное удобрение и сборище микроэлементов. Когда языки лавы окончательно затвердеют, в них вырезают террасы, на которых возводят виноградники.

Вид на вулкан Этна

В 2016 году Donnafugata приобрели виноградник на вулкане Этна, находящийся на северной стороне горы. Donnafugata удалось собрать 21 гектар виноградников, расположенных на высоте от 700 до 750 метров – значительное владение, учитывая, что виноградники Этны представляют собой лоскутные участки. В производстве вин используются только характерные сорта Этны. Это белый Кариканте и красные Нерелло Маскалезе и Нерелло Каппуччо. Расстояние между самыми дальними участками хозяйства составляет всего пять километров.

Как отмечает агроном Сальваторе Джуффрида, Этна как винодельческий регион имеет три ключевых отличия. Во-первых, это вулканические почвы. Они песчаные, легкие, пористые, обеспечивают хорошую циркуляцию воздуха, что благоприятно сказывается на здоровье лоз. Во-вторых, террасы. Они определяют геометрию виноградников. Наряду с архитектурно ландшафтным аспектом они также создают уникальные микро условия на каждом участке. В третьих, местные сорта. Белый Карриканте не имеет слишком навязчивых ароматов, его солоноватые тона отлично соединяются с высокой кислотностью. Нерелло Маскалезе, который растет в нескольких районах Сицилии, достигает максимального качественного выражения именно на Этне. Он не отличается насыщенным цветом, зато у него хорошие танины и кислотность. Нерелло Каппуччо,
частый компаньон Нерелло Маскалезе, имеет более мягкие танины и тона красных фруктов, чем хорошо дополняет бленды.

Вино Donnafugata из сортов винограда, выращенных на склонах вулкана Этна

Говоря o Donnafugata, нельзя не упомянуть ее винные этикетки – неподражаемые, яркие и эмоциональные, безусловно сицилийские по своему духу. Они украшают бутылки Donnafugata с 1994 года благодаря художнику Стефано Витале. Для вин Этны Витале создал этикетки, наполненные символами, будь то выбор определенных цветов, как например серое облако и красные волосы на этикетке Dea Vulcano, напоминающие об извержении, или определенные детали, как стилизованное изображение малины, которая является отличительной вкусовой чертой вин Contrada Marchesa. Настоящим магнетизмом отличается этикетка Fragore: в ней переданы энергия и движение, обращенные в будущее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста напишите свой комментарий!
Введите имя